Проект «Декларации школьных библиотекарей России.Библиотеки изменяют жизнь школы»
Завершил свою работу Седьмой
всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское 2013», организаторами
которого стали Министерство образования и науки Российской Федерации, Русская
школьная библиотечная ассоциация, Государственный мемориальный историко-литературный
и природно-ландшафтный музей А.С. Пушкина «Михайловское» при поддержке
Администрации Псковской области, Государственного управления образованием
Псковской области.
На форуме был оглашен и
предложен к обсуждению проект «Декларации школьных библиотекарей России.
Библиотеки изменяют жизнь школы».
Библиотеки изменяют жизнь школы
Декларация школьных библиотекарей России
Библиотека
являются неотъемлемой и жизненно важной частью любого учебного заведения. Миллионы
учащихся и учителей в разных уголках нашей страны и во всем мире обращаются в
библиотеки, чтобы учиться, развиваться интеллектуально и нравственно. Помимо учебной,
познавательной, художественной литературы, читатели школьных библиотек посредством
компьютерных сетей получают доступ к удаленным
информационным ресурсам, что позволяет им шире смотреть на мир и открывать
много нового. Работники школьных библиотек осознают свою ответственную роль в гуманистическом
воспитании подрастающего поколения и подготовке его к встрече с реалиями
информационного общества. Настоящим мы заявляем и торжественно подтверждаем понимание
ответственности за гуманизацию жизни школы и призываем коллег выразить свою солидарность, поставив подпись под данной
Декларацией.
Библиотека — структурное подразделение школы
Школьная библиотека является
неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса и когнитивным
ресурсом школы. Библиотечными средствами она поддерживает и развивает цели
образования, изначально поставленные перед школой ее учредителями и
закрепленные в Федеральном
государственном образовательном стандарте, участвует в проектной деятельности
школы, обеспечивает читательское развития ребенка, активизирует его творческий потенциал.
Деятельность библиотекаря в школе носит не обслуживающий, а креативный характер.
Гуманистическая миссия библиотеки
Школьные библиотеки обеспечивают всем
членам школьного коллектива свободный доступ к гуманистическим ресурсам,
воплощенных в книжных фондах, электронных изданиях и информационных сетях. Вместе
с тем обеспечивается защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нравственного
развития. Школьные библиотеки вооружают учащихся навыками самообразования,
развивая воображение, память и критическое мышление. В школьные годы
формируется гражданское и патриотическое самосознание личности, от которого зависит
национальная безопасность страны. Школьные
библиотеки располагают незаменимыми средствами для активного участия в
этом педагогическом процессе.
Библиотека — пространство библиотечной педагогики
Библиотечная педагогика – особая
отрасль педагогики, направленная на формирование познавательной активности и культурной идентичности учеников посредством чтения книг и мультимедийной
информации. Школьный библиотекарь как педагог формирует и закрепляет навыки обучения на протяжении
всей жизни, культуру чтения и информационную культуру с целью социализации и
индивидуального развития личности, организует физическое пространство
библиотеки, дружелюбное читателям и
удобное для самообразования и общения.
В отличие от классно-урочной деятельности учителей-предметников
педагогическая деятельность школьного
библиотекаря не стандартизирована, исключает оперирование оценками и
обеспечивает равенство возможностей для развития как сильных, так и слабых
учеников.
Библиотека — помощник учителей и родителей
Школьные библиотекари заботятся
об имидже своей библиотеки и доверии к ней учеников, учителей и
родительской общественности. Школьные библиотекари помогают учителям. Они
доводят до их сведения новые материалы и информацию по актуальным вопросам
образования, помогают устанавливать межпредметные связи. Общаясь с
родителями, школьные библиотекари
мотивируют их на поддержание традиций семейных чтений,
укрепляющих духовное взаимопонимание в
семье.
Библиотека — центр культурно-досугового общения
Школьные библиотеки предоставляют
учителям и учащимся свои читальные залы и фонды открытого доступа для творческого
общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дискуссий по
актуальным вопросам.
Библиотека — хранитель национального культурного наследия
Прошлое – ключ к будущему. Школьные библиотеки
собирают, систематизируют, оцифровывают и пропагандируют литературные памятники
истории и культуры России, которые помогают учащимся и учителям лучше понять
прошлое, настоящее и будущее нашей страны и всего человечества. Школьные
библиотеки готовят учеников к использованию ресурсов других библиотек.
Библиотека — для всех
Школьные библиотеки предоставляют
свободный доступ к книжным и иным фондам в равной степени всем членам
школьного сообщества, независимо от возраста, расы, пола, религии, гражданства,
языка профессионального или социального статуса. Особые услуги предоставляются тем, кто в силу ограниченных
физических возможностей не может самостоятельно пользоваться библиотечными
фондами и иными материалами, хранящимися в библиотеке.
Библиотечная политика
В качестве политических оснований
практической деятельности школьные библиотеки опираются на «Манифест ЮНЕСКО о
школьных библиотеках», «Декларацию прав ребенка», принятую ООН в 1959 г ., «Декларацию о
школьных библиотеках Международной ассоциации школьных библиотек», Указ
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «Стратегия действий в
интересах защиты детей на 2012-2017 годы», декларации и манифесты Русской
школьной библиотечной ассоциации (РШБА).
Мы заявляем и торжественно подтверждаем свою
приверженность гуманизации российских школьных библиотек в условиях
наступающего информационного общества.
__________________________
П.С. от Тихомировой
И.И.: Если придерживаться американского раздела"Библиотеки
обогащают личность" , то я нашла хорошую формулировку, доступную для
понимания всех. Вот она ""За счет школьной библиотеки увеличивается
пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовать свои личностные качества, проявлять способности, которые
зачастую остаются невостребованными основным образованием."
Комментариев нет:
Отправить комментарий